Победа России в войне с Наполеоном пробудила национальное самосознание русского народа, гордость за совершенный подвиг. Все это в значительной степени отразилось и на развитии полкового храма. Теперь он как центр общественной жизни полка выступает на передний план и все больше превращается в мемориальный комплекс, посвященный полковой истории, его военной доблести.
Нередко сам храм или один из его приделов становятся памятником крупного сражения, в котором отличился полк. К датам этих сражений приурочиваются полковые праздники. День святого мученика Мирона 17 августа стал полковым праздником лейб-гвардии Егерского полка в память о его подвигах во время сражений под Кульмом. За мужество, явленное в бою, полк был награжден почетными Георгиевскими знаменами. При постройке в 1855 году полкового храма его левый придел, давший впоследствии название всему храму, был посвящен святому мученику Мирону в честь полкового праздника и в память об отличии полка.
За особое отличие на полях сражений отдельные армейские полки причислены к Гвардии. 13 апреля 1813 года название гвардейского получил Гренадерский полк. Памятником этому событию стал придел святого мученика Артемона в полковой Преображенской церкви на Аптекарском острове в Петербурге.
Мужество и доблесть героев, проявленные при защите Отечества, были отмечены высокими наградами, главная из которых - почетные знамена Георгия Победоносца, "За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 года". Особые Георгиевские знамена вручались за крупные военные победы, как, например, "За оказание подвига в сражении 18 августа 1813 года при Кульме". Боевые награды и военные трофеи - свидетельства доблести полка - по окончании военной кампании были помещены в полковые церкви, чем было положено начало собранию их коллекций.
Примечателен небольшой мемориальный уголок, посвященный памяти Отечественной войны 1812 года в церкви Захария и Елисаветы Кавалергардского полка в Петербурге. В 1817 году сюда были помещены штандарты, украшенные Георгиевскими крестами, и сопутствовавшие полку в походах литавры.
Здесь же были начертаны имена убитых и раненых офицеров полка, указано число погибших нижних чинов. Позднее рядом с обелиском и штандартами была устроена небольшая витрина, в которую было помещено около 100 медалей и георгиевских крестов – награды, полученные преимущественно солдатами и переданные после их смерти в церковь.
Памятником мужеству офицеров и солдат Московского полка, отличившегося в Бородинском сражении и в боях под Витебском и Малоярославцем, стал украшенный отбитым у французов серебром иконостас полковой церкви Архангела Михаила.
В XIX веке музейная функция полковых храмов постоянно возрастает. Каждая крупная военная кампания пополняет их коллекции. Зачастую военные трофеи поступают в церковь по специальному распоряжению военачальника, а порой и самого императора.
Как правило, наибольшее число военных реликвий помещалось в храм вскоре после его постройки и освящения, чтобы его украсить. Дальнейшие поступления зависели от важности военных событий, участия о них полка, его заслуг, от расположения к полку императора. Нередко полковые реликвии размещаются в храме по специально разработанному проекту, что говорит о важности его музейной функции на этом этапе. Первый такой проект был создан в 1829 году архитектором В.П. Стасовым для Преображенского всей гвардии собора.
Первоначальный, построенный еще во времена Елизаветы Петровны собор сгорел 8 августа 1825 года. Проект восстановления был подготовлен В.П. Стасовым. Строительство продвигалось быстро и в течение года было в основном закончено. Освящение собора, состоявшееся 5 августа 1829 года, совпало со временем окончания русско-турецкой военной кампании 1828-1830 годов, и поэтому все трофеи завершившейся войны по распоряжению Николая I были препровождены в Петербург для украшения этого единственного в то время каменного гвардейского собора.
Перед многими полковыми храмами появляются скульптурные памятники. Они строятся, как правило, на пожертвования чинов полка в память погибших однополчан. Чаще всего их устанавливают рядом с полковым храмом, реже – у зданий казарм и на полковом плацу. В 1853 году в летнем лагере лейб-гвардии Саперного батальона под Петергофом был открыт памятник погибшим саперам. В 1899 году он был перенесен в Петербург и установлен перед полковой церковью Косьмы и Дамиана. В том же году перед церковью Захария и Елисаветы был открыт памятник чинам Кавалергардского полка, павшим в войне с Наполеоном.
Главная и наиболее гуманная задача полковых храмов – это моление о погибших воинах, напоминание потомкам о подвигах предков. Эту задачу они выполняют с честью.